Снятие усопших граждан с места прописки является необходимой процедурой.
Перед тем, как выписывать умершего человека из квартиры, его родственники должны подготовить пакет документов, удостоверяющих факт смерти и родственные связи.
Как и где выписывают умерших из квартиры?
Снятием усопших жильцов с регистрации занимаются их родственники, а при их отсутствии — сожители или органы социальной службы.
Задаваясь вопросом, нужно ли вообще выписывать умершего человека из жилья, необходимо знать, зачем это нужно.
Официальной обязанности по выписке усопших у родственников по закону нет, но данный процесс нужен для следующих целей:
- для перерасчета платежей ЖКХ;
- для оформления наследства;
- для перезаключения соглашения о муниципальной аренде.
Перерасчет необходим для платежей, размер которых зависит от количества прописанных на жилплощади лиц (например, оплата за газоснабжение).
Кроме того, новоиспеченным обладателям жилья следует сменить лицевой счет в домоуправлении, чтобы квитанции приходили не на имя покойного.
Оформление наследства также невозможно без документа, подтверждающего прекращение регистрации усопшего с последнего места проживания.
Читайте также статью, о том, можно ли выписать из квартиры человека без его согласия.
Общий алгоритм действий по снятию покойного с места последней регистрации следующий:
- Запросить справку о смерти;
- Обратиться в ЗАГС с заявлением;
- Получить свидетельство о смерти в ЗАГСе;
- Обратиться с документами в отделение службы внутренней миграции с заявлением о снятии с регистрации покойного.
Образец заполненного заявления в ЗАГС о смерти лица.
Справка о смерти выдается либо в морге, либо в медицинском учреждении, где наступила смерть.
Если умерший на момент смерти находился в воинской части, то справку о смерти выдает военный комендант.
Важно учесть, что получить данный документ могут только лица, состоявшие в родственных связях с покойным.
Трудности на данном этапе могут возникнуть, если гибель произошла вне населенных пунктов.
При этом констатация факта смерти производилась местными врачами скорой помощи, после чего тело было доставлено в населенный пункт.
Получение справки о гибели в таком случае осуществляется через запрос, направленный городскими медучреждениями в порядке электронного взаимодействия.
Для формирования такого запроса следует указать одни из следующих сведений:
- номер скорой помощи;
- дату вызова;
- примерное место констатации смерти;
- ФИО врача.
Процесс выдачи документа о смерти регламентируется главой 8 закона № 143 «Об актах гражданского состояния».
Для запроса данного документа в ЗАГСе следует предоставить следующие бумаги:
- паспорт покойного;
- паспорт обратившегося родственника;
- справка о смерти;
- заявление о смерти.
Заявление пишется в соответствии со стандартом, утвержденным Постановлением Правительства № 1274.
В тексте нужно изложить просьбу зарегистрировать гибель гражданина и указать следующие сведения о нем:
- ФИО;
- дата и момент смерти;
- дата и место рождения;
- гражданство;
- национальность (заполняется при наличии соответствующего пункта в паспорте усопшего);
- серию, номер и дату получения паспорта умершего;
- дату направления заявления и подпись.
Свидетельство выдают через три дня после принятия заявления.
По факту выдачи свидетельства о смерти следует обратиться в управление внутренней миграции для выписки покойного.
Кроме того, можно обратиться в МФЦ или на сайт Госуслуг.
Образец заявления о снятии с регистрационного учета умершего человека.
Для снятия покойного с регистрации посредством сайта Госуслуг необходимо зарегистрироваться на портале и верифицироваться в любом отделе ЗАГСа или МФЦ, предъявив паспорт.
После этого следует выполнить следующие действия:
- авторизоваться, введя логин и пароль;
- выбрать в разделе «Каталог услуг» пункт «Паспорта и регистрации»;
- выбрать в появившемся разделе «Регистрация», затем «Снятие с регистрации»;
- заполнить предложенную форму и выбрать место получения услуги.
Оказание данной услуги осуществляется в течение 3-х рабочих дней.
Свидетельство может быть доставлено в МФЦ, в почтовое отделение или отправлено в электронном виде через интернет.
Важно учесть, что электронную версию свидетельства могут не принять в ряде инстанций, если отсутствуют другие документы в данном формате.
Например, при подаче нотариусу электронного заявления на получение наследства в данном виде должны быть все документы, включая свидетельство о выписке умершего.
Рассмотрим ситуацию, когда умирает собственник квартиры.
Лица, проживающие в приватизированной квартире, могут претендовать на его наследство в виде доли или всей жилплощади.
Это зависит от наличия родственных отношений и количества лиц, участвовавших в приватизации.
Квартира может быть приватизирована:
- в собственность умершего;
- в собственность его родственников или иных лиц.
К документам, которые нужны для выписки покойного владельца недвижимости, относятся свидетельство о смерти и паспорт заявителя, проживающего совместно с ним.
А также справка о прописанных лицах и о родстве из ЗАГСа.
Если усопший проживал один, заявление в миграционную службу подают его родственники, а при отсутствии таковых – органы социальной службы.
Во втором случае, когда квартира приватизирована в собственность родственников или иждивенцев усопшего, они могут получить её в наследство после выписки умершего при предъявлении справки о родстве или о совместном проживании.
При выписке усопшего из неприватизированной муниципальной квартиры заявителю понадобится также ордер на проживание или договор социального найма.
В таком случае зарегистрированные вместе с усопшим лица получают право на наем освободившейся жилплощади при наличии с ним родственных связей.
Или если размер освободившейся жилплощади не превышает 15 м² на человека – это наблюдается в большинстве муниципальных квартир.
О том, сколько метров жилья положено на одного человека, читайте здесь.
Ситуация усложняется, если проживающие с умершим в неприватизированной квартире лица не имеют прописки.
Тогда при выписке необходимо предоставить документ о родстве, который получают в органах ЗАГС.
к содержанию ↑Выписка через суд
Гражданина можно признать умершим в судебном порядке, при этом основанием ля обращения может являться:
- отсутствие указанного лица по месту жительства более пяти лет при отсутствии сведений о нем;
- отсутствие гражданина, пропавшего при катастрофах и стихийных бедствиях более полугода;
- отсутствие военного, погибшего при боевых действиях более двух лет.
При выписке такого гражданина с места жительства свидетельство о смерти выдается по решению суда.
Заявление в суд составляется в соответствии со ст. 277 Гражданско-процессуального кодекса.
Статья 277 ГПК РФ. Содержание заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершимВ заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
В тексте заявления должна быть представлена следующая информация:
- ФИО и паспортные данные заявителя;
- ФИО и год рождения пропавшего лица;
- обстоятельства отсутствия;
- цель признания пропавшего гражданина умершим;
- основания, позволяющие предполагать гибель пропавшего.
В качестве цели указывается необходимость выписать умершего с места жительства.
Обстоятельства отсутствия перечисляются в хронологическом порядке, при этом важно доказать попытки розыска пропавшего.
В ходе предварительного следствия судья направляет запросы в организации о местонахождении пропавшего – в больницы, пенитенциарные учреждения и т. д., при этом учитываются изложенные в заявлении обстоятельства.
Если поиски не дают результатов, то судья объявляет гражданина умершим, после чего направляет в ЗАГС копию постановления, на основании которого оформляется свидетельство о смерти и происходит выписка объявленного умершим лица.
Сроки розыска умершего судом обычно длятся один месяц, но могут быть увеличены до полугода при особых обстоятельствах – например, участия пропавшего в организованных преступных группировках.
к содержанию ↑Коммунальные платежи
Рассмотрим ситуацию, когда жилплощадь, на которой проживал умерший, находилась полностью или частично в его собственности.
В таком случае остальным прописанным лицам необходимо закрыть коммунальный лицевой счет покойного.
Это необходимо, чтобы уменьшить размер выплат, а также исключить получение квитанций на имя умершего.
Для переоформления получателя коммунальных платежей необходимо:
- Обратиться в местное домоуправление или жилтоварищество с заявлением;
- Предъявить паспорт и свидетельство о смерти;
- Получить новый лицевой счет;
- Написать заявление о перерасчете сумм платежей, начисленных с момента смерти усопшего.
Перерасчет производится со дня, следующего за днем смерти, при этом сумма такого перерасчета может быть получена наличными или засчитана в счет аванса будущих платежей.
Важно учесть, что при наличии коммунальных долгов перерасчет направляется на их погашение.
В ряде случаев сумма в новых квитанциях может увеличиться, если умерший имел право на какие-либо льготы, которые перестают предоставляться с момента смерти, вне зависимости от даты оформления наследства.
к содержанию ↑Что делать, если нет свидетельства о смерти?
Свидетельство о смерти является документом, необходимым для выписки умершего из жилплощади.
Отсутствие свидетельства может возникать по следующим причинам:
- потере;
- отказе в выдаче органами ЗАГС;
- отказе в выдаче родственниками.
При потере необходимо заказать дубликат в ЗАГСе, оплатив пошлину и предъявив паспорт.
Дубликаты и оригиналы свидетельств ЗАГС выдает родственникам, органам полиции и заинтересованным лицам при наличии оснований.
Заинтересованные в дубликате не родственники должны указать цель получения свидетельства о смерти – выписка умершего с их жилплощади.
Образец заявления о выдаче повторного свидетельства о смерти.
К заявлению нужно приложить доказательства проживания умершего в квартире обратившихся:
- выписка из ЕГРН о правах собственности на жилье;
- справка из паспортного стола о регистрации умершего.
О том, где сейчас получают выписку ЕГРН и какие изменения коснулись этого ведомства, читайте тут.
В случае, если родственники или органы ЗАГС отказываются выдавать свидетельство заинтересованным лицам, необходимо обращаться в суд.
Такая ситуация может возникнуть, если умерший проживал квартире с не родственником, находящимся на его иждивении последние полгода, что дает право на получение части наследства.
Дело о выдаче свидетельства о смерти заинтересованным лицам происходит в порядке приказного судопроизводства. Результатом становится приказ, на основании которого ЗАГС выдает свидетельство заявителю.
Выписка умершего из квартиры является важной юридической процедурой, необходимой как для оформления наследства, так и для легализации проживания в муниципальном жилье усопшего.
Чтобы избежать трудностей при выписке покойного, нужно своевременно получить свидетельство о смерти.
Об общих правилах выписки человека из квартиры, смотрите в видеоролике:
Это быстро и бесплатно!