Съем жилья — дело непростое и хлопотное.
В процессе возникает множество вопросов, и один из них — что такое страховой депозит, который требуют многие собственники при аренде квартиры.
Поскольку с этим понятием приходится сталкиваться практически каждому нанимателю, необходимо хорошо понимать, какие риски и преимущества существуют для обеих сторон при включении этого пункта в договор аренды.
Законодательство
Понятие «страховой депозит» в нашем законодательстве не прописано.
Однако, составляя договор об аренде жилья, в него можно включить пункт об этом платеже, ориентируясь на ст. 329 ГК РФ.
В ней как раз содержится указание на то, что обеспечить обязательства по договору возможно путем внесения залога, задатка и другими предусмотренными законом способами.
Страховой депозит как раз можно рассматривать как один из методов обеспечения исполнения обязательств по договору.
к содержанию ↑О том, что такое комиссия при аренде квартир, читайте тут.
Что такое депозит и для чего он нужен?
Итак, несмотря на отсутствие этого понятия в законодательной базе, в быту оно используется довольно часто и имеет вполне устоявшееся значение.
Страховой депозит — это определенная сумма, величина которой определяется по договоренности между арендатором и арендодателем.
Она может быть направлена на возмещение ущерба, причиненного имуществу, которое находится в наемной квартире.
В отдельных случаях стороны могут договориться также о том, что страховой депозит может быть направлен и на погашение задолженности по коммунальным услугам, возникшей по вине нанимателя.
Страховой депозит выгоден обеим сторонам.
Собственник жилья получает гарантию, что наниматель будет аккуратно обращаться с находящимся в квартире имуществом, а арендатор уверен, что к нему не будет лишних претензий.
Ведь прежде чем внести сумму депозита, проводится детальная оценка состояния имущества, которое находится в квартире.
О том, что такое страховой депозит при аренде квартиры, смотрите в видеоролике:
Отличие от залога
Многие путают страховой депозит с залогом, однако это разные понятия.
Залог — это сумма, призванная гарантировать заключение договора между сторонами.
Его понятие дано в ст. 334 ГК РФ.
Эти деньги не могут быть направлены на возмещение причиненного ущерба или иные цели, они призваны лишь обеспечить исполнение обязательств сторонами.
Если арендатор заключит договор аренды квартиры и внесет залог, а потом передумает подписывать соглашение, деньги останутся у собственника.
С другой стороны, и арендодатель, получив залог, не имеет права заключить договор с кем-то другим, поскольку обязан будет возвратить сумму залога, иногда еще и со штрафными санкциями.
Таким образом, договорившись о внесении залога, стороны могут быть спокойны за дальнейшую судьбу сделки: вероятность того, что кто-то откажется в последний момент, значительно снижается.
Но после того, как квартира арендована, залог прекращает свое действие, и возместить ущерб из этих денег нельзя.
к содержанию ↑Правила оформления
Страховой депозит необходимо правильно оформить.
Можно составить отдельный документ о его внесении, но в большинстве случаев удобнее включить условия этого соглашения в виде дополнительного пункта основного договора.
Главное — подробно прописать обстоятельства и сроки его действия, а также конкретную сумму.
Ссылаться при этом можно на ст. 329 ГК РФ, как и было указано выше.
Одно из важных условий — это форма внесения оговоренных денег. Если она выплачивается собственнику наличными, то обязательно следует брать расписку.
Еще один способ — внесение денег на специальный банковский счет.
В общем, возможны любые варианты, главное, чтобы это было удобно для обеих сторон и тщательно зафиксировано документально.
Образец договора аренды с депозитом и актом приема-передачи квартиры.
Помимо договора, есть смысл также составить и акт приема-передачи помещения, в котором следует указать состояние квартиры на момент начала действия договора найма, а также подробно описать все имущество, передаваемое в пользование арендатора.
Нелишним будет сфотографировать уже существующие недостатки и повреждения и прописать ответственность за каждый вид ущерба.
Помимо сломанной бытовой техники и поврежденной мебели это может быть залив квартиры соседей, порча напольных покрытий и другие согласованные сторонами ситуации.
Образец расписки в получении денежных средств.
к содержанию ↑Как вернуть?
Конечно, добросовестные арендаторы стремятся беречь имущество собственника квартиры.
Страховой депозит — это гарантия взаимовыгодного решения неожиданных ситуаций.
На практике часто бывает, что у арендодателя не возникает причин для того, чтобы им воспользоваться.
Тогда при прекращении действия договора найма страховой депозит должен быть возвращен арендатору.
В какой форме это происходит, должно быть зафиксировано в условиях договора. Возврат может производиться наличными под расписку, путем перевода на банковский счет и так далее.
Как вернуть?
К сожалению, иногда собственник под разными предлогами отказывается возвращать сумму страхового депозита, хотя ущерба имуществу нанесено не было.
Именно в этом случае огромную роль играет подробный акт приема-передачи, ведь он является неопровержимым доказательством отсутствия убытков.
Если решить вопрос мирным путем не удается, арендатор вправе обратиться в суд. Там правильно составленный документ поможет доказать правоту и позволит взыскать свои деньги.
Пример искового заявления о взыскании страхового депозита по договору найма жилого помещения.
к содержанию ↑А можно без депозита?
Внесение страхового депозита не является обязательным, это добрая воля обеих сторон.
В некоторых случаях без него вполне можно обойтись.
Как правило, это ситуации, когда квартира сдается без имущества, что называется, «голые стены», ну, или собственник не заинтересован в его сохранности.
В остальных случаях страховой депозит необходим и в конечном счете выгоден и для собственника, и для арендатора: первый может не волноваться за свои вещи, а второй заранее понимает объем возможных претензий.
к содержанию ↑Читайте также статью о том, что грозит собственнику за сдачу квартиры в аренду без уплаты налогов.
Плюсы и минусы
Практика внесения страхового депозита имеет как достоинства, так и недостатки.
К преимуществам можно отнести такие факторы:
- сохранение имущества в надлежащем состоянии гарантировано;
- сумма компенсации внесена заранее, и не придется прилагать дополнительные усилия для ее взыскания;
- арендатор, согласный на внесение депозита, как правило, получает преимущественное право съема понравившегося жилья.
В качестве недостатков можно рассматривать следующие обстоятельства:
- сумма страхового депозита обычно привязана не к реальной стоимости имущества, а к величине месячной платы за аренду, поэтому она может не покрывать возможный урон целиком;
- для арендатора это лишние финансовые траты на этапе найма новой квартиры.
Итак, страховой депозит — это довольно удобный и действенный инструмент на рынке аренды жилья, который помогает избежать возникновения недоразумений между собственником и арендатором.
Потратив немного времени на составление договора и оформление акта приема-передачи, стороны в дальнейшем могут не волноваться о возможных убытках.
Это быстро и бесплатно!