Что такое депозит при аренде квартиры, зачем он нужен и как его вернуть?

Что такое депозит при аренде квартиры?

Съем жилья — дело непростое и хлопотное.

В процессе возникает множество вопросов, и один из них — что такое страховой депозит, который требуют многие собственники при аренде квартиры.

Поскольку с этим понятием приходится сталкиваться практически каждому нанимателю, необходимо хорошо понимать, какие риски и преимущества существуют для обеих сторон при включении этого пункта в договор аренды.

Содержание:
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации:

Законодательство

закон

Понятие «страховой депозит» в нашем законодательстве не прописано.

Однако, составляя договор об аренде жилья, в него можно включить пункт об этом платеже, ориентируясь на ст. 329 ГК РФ.

В ней как раз содержится указание на то, что обеспечить обязательства по договору возможно путем внесения залога, задатка и другими предусмотренными законом способами.

Страховой депозит как раз можно рассматривать как один из методов обеспечения исполнения обязательств по договору.

к содержанию ↑

Что такое депозит и для чего он нужен?


Итак, несмотря на отсутствие этого понятия в законодательной базе, в быту оно используется довольно часто и имеет вполне устоявшееся значение.

Страховой депозит — это определенная сумма, величина которой определяется по договоренности между арендатором и арендодателем.

что это такое?

Она может быть направлена на возмещение ущерба, причиненного имуществу, которое находится в наемной квартире.

В отдельных случаях стороны могут договориться также о том, что страховой депозит может быть направлен и на погашение задолженности по коммунальным услугам, возникшей по вине нанимателя.

Страховой депозит выгоден обеим сторонам.

Собственник жилья получает гарантию, что наниматель будет аккуратно обращаться с находящимся в квартире имуществом, а арендатор уверен, что к нему не будет лишних претензий.

Ведь прежде чем внести сумму депозита, проводится детальная оценка состояния имущества, которое находится в квартире.

О том, что такое страховой депозит при аренде квартиры, смотрите в видеоролике:

к содержанию ↑

Отличие от залога

Многие путают страховой депозит с залогом, однако это разные понятия.

Залог — это сумма, призванная гарантировать заключение договора между сторонами.

чем отличается от залога?

Его понятие дано в ст. 334 ГК РФ.

Эти деньги не могут быть направлены на возмещение причиненного ущерба или иные цели, они призваны лишь обеспечить исполнение обязательств сторонами.

Если арендатор заключит договор аренды квартиры и внесет залог, а потом передумает подписывать соглашение, деньги останутся у собственника.

С другой стороны, и арендодатель, получив залог, не имеет права заключить договор с кем-то другим, поскольку обязан будет возвратить сумму залога, иногда еще и со штрафными санкциями.

Таким образом, договорившись о внесении залога, стороны могут быть спокойны за дальнейшую судьбу сделки: вероятность того, что кто-то откажется в последний момент, значительно снижается.

Но после того, как квартира арендована, залог прекращает свое действие, и возместить ущерб из этих денег нельзя.

к содержанию ↑

Правила оформления


Страховой депозит необходимо правильно оформить.

Можно составить отдельный документ о его внесении, но в большинстве случаев удобнее включить условия этого соглашения в виде дополнительного пункта основного договора.

Главное — подробно прописать обстоятельства и сроки его действия, а также конкретную сумму.

Ссылаться при этом можно на ст. 329 ГК РФ, как и было указано выше.

как оформить?

Одно из важных условий — это форма внесения оговоренных денег. Если она выплачивается собственнику наличными, то обязательно следует брать расписку.

Еще один способ — внесение денег на специальный банковский счет.

В общем, возможны любые варианты, главное, чтобы это было удобно для обеих сторон и тщательно зафиксировано документально.

Образец договора аренды с депозитом и актом приема-передачи квартиры.

Помимо договора, есть смысл также составить и акт приема-передачи помещения, в котором следует указать состояние квартиры на момент начала действия договора найма, а также подробно описать все имущество, передаваемое в пользование арендатора.

Нелишним будет сфотографировать уже существующие недостатки и повреждения и прописать ответственность за каждый вид ущерба.

Помимо сломанной бытовой техники и поврежденной мебели это может быть залив квартиры соседей, порча напольных покрытий и другие согласованные сторонами ситуации.

Образец расписки в получении денежных средств.

к содержанию ↑

Как вернуть?

возврат

Конечно, добросовестные арендаторы стремятся беречь имущество собственника квартиры.

Страховой депозит — это гарантия взаимовыгодного решения неожиданных ситуаций.

На практике часто бывает, что у арендодателя не возникает причин для того, чтобы им воспользоваться.

Тогда при прекращении действия договора найма страховой депозит должен быть возвращен арендатору.

В какой форме это происходит, должно быть зафиксировано в условиях договора. Возврат может производиться наличными под расписку, путем перевода на банковский счет и так далее.

Как вернуть?


К сожалению, иногда собственник под разными предлогами отказывается возвращать сумму страхового депозита, хотя ущерба имуществу нанесено не было.

Именно в этом случае огромную роль играет подробный акт приема-передачи, ведь он является неопровержимым доказательством отсутствия убытков.

Если решить вопрос мирным путем не удается, арендатор вправе обратиться в суд. Там правильно составленный документ поможет доказать правоту и позволит взыскать свои деньги.

Пример искового заявления о взыскании страхового депозита по договору найма жилого помещения.

к содержанию ↑

А можно без депозита?

как обойтись без депозита?

Внесение страхового депозита не является обязательным, это добрая воля обеих сторон.

В некоторых случаях без него вполне можно обойтись.

Как правило, это ситуации, когда квартира сдается без имущества, что называется, «голые стены», ну, или собственник не заинтересован в его сохранности.

В остальных случаях страховой депозит необходим и в конечном счете выгоден и для собственника, и для арендатора: первый может не волноваться за свои вещи, а второй заранее понимает объем возможных претензий.

к содержанию ↑

Плюсы и минусы

преимущества и недостатки

Практика внесения страхового депозита имеет как достоинства, так и недостатки.

К преимуществам можно отнести такие факторы:

  1. сохранение имущества в надлежащем состоянии гарантировано;
  2. сумма компенсации внесена заранее, и не придется прилагать дополнительные усилия для ее взыскания;
  3. арендатор, согласный на внесение депозита, как правило, получает преимущественное право съема понравившегося жилья.

В качестве недостатков можно рассматривать следующие обстоятельства:

  • сумма страхового депозита обычно привязана не к реальной стоимости имущества, а к величине месячной платы за аренду, поэтому она может не покрывать возможный урон целиком;
  • для арендатора это лишние финансовые траты на этапе найма новой квартиры.

Итак, страховой депозит — это довольно удобный и действенный инструмент на рынке аренды жилья, который помогает избежать возникновения недоразумений между собственником и арендатором.

Потратив немного времени на составление договора и оформление акта приема-передачи, стороны в дальнейшем могут не волноваться о возможных убытках.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно!


Поделиться в соц.сетях:


Автор статьи - Крутиков Станислав Алексеевич

Понравилась статья? Следите за обновлениями сайта в Твиттере или подпишитесь на свежие материалы по E-Mail:

Добавить комментарий